Остеопатия основана на понимании целостности и единства человека и природы, неотъемлемой частью которой он является.

Внутреннее наполнение остеопатии как искусства и науки зависит от духовной основы врача-остеопата, уровня перцепции, используемой модели восприятия мира и собственно угла «зрения» в процессе восприятия. Особенно в тех случаях, когда мы думаем, что воспринимаем целостность.

Процесс обучения остеопатии, как и другим видам человеческой деятельности, универсален. Мы идем от неосознанного незнания и неумения к неосознанному знанию и умению. Проходим стадии осознанного незнания и осознанных действий, пока знание или умение не закрепятся на уровне рефлекса. Формирование профессиональных компетенций происходит постепенно, закрепляясь на уровне рефлексов и неосознанного знания.

Независимо от того, что мы изучаем – восточное единоборство, танцы, пение, работу на компьютере, приготовление стейка, - мы всегда проходим одни и те же этапы. Любой двигательный акт постигается постепенно, в процессе постоянного освоения навыка.

Первоначально мы изучаем принципы и методы, потом переходим к приемам и простым движениям. Повторяем их на нашими учителями, стараясь ничего не пропустить. Копируя их движения, многократно повторяем каждое, стараясь добиться ощущений, о которых они говорят, и результатов, которые мы видим, наблюдая за их работой.

Этот процесс продолжается длительное время. Как бы нам ни хотелось ускориться, мы все равно движемся с той скоростью, на которую способны. И последовательно проходим все этапы изучения и приобретения практических навыков, развивая пальпацию и перцепцию.

Начиная базовое обучение в остеопатической школе, мы думаем, что сумеем быстро за несколько лет освоить остеопатию. Но проходит гораздо больше времени, прежде чем возникает понимание, что мы все еще находимся в самом начале пути.

Потом осваиваем методы и техники, добиваясь их безупречного выполнения, или думаем, что уже освоили. В какой-то момент обучения и развития возникает ощущение, что в подходы и остеопатические техники уже можно привнести что-то от себя. И техники становятся персонифицированными, личными. Мы даже начинаем считать себя первооткрывателями чего-то нового и уже видим свои изображения в одном ряду с отцами-основателями остеопатии.

Появляются школы, описываются «новые» техники, произносятся новые слова и словосочетания, формируются новые смыслы. И только принципы и методы остаются неизменными. Принципы восстановления и целостности человеческого организма при помощи рук.

И три метода остеопатии:

  • Биомеханический, с его аксиальной моделью описания движения и терапевтической силой, идущей от врача-остеопата;
  • Функциональный, в котором терапевтической силой являются глобальные функции всего тела, проявляющиеся в виде глобальных эндогенных ритмов, действие которых направлено на достижение целостности и синхронного анатомического, молекулярного и электромагнитного единства организма человека;
  • Биодинамический, в основе которого лежит принцип единства человека и окружающего мира, с его терапевтической силой, приходящей извне и проявляющейся в виде экзогенных (экологических) ритмов; Силой, обладающей Разумом, Потенцией и исцеляющей безошибочно, и Здоровьем, присутствующим всегда.

Все три метода существуют одновременно и представляют собой единую и неделимую целостность. Выбор того или другого метода обусловлен диагностикой и зависит от эффективности «диалога» с телом и тканями. Разделение на методы условно и распространяется только на период базового обучения остеопатии.

Последовательное изучение биомеханического метода позволяет подготовить теоретическую и практическую базу для освоения функционального метода. Что в свою очередь, формирует фундамент для изучения биодинамического метода.

Но по прошествии времени мы вдруг осознаем и ощущаем, что на самом деле остеопатия – это даже не принципы и методы терапии, не отдельные техники и приемы. Это образ жизни, основанный в первую очередь на духовности и любви к людям. В противном случае «система» не работает.

И однажды наступает время, когда мы уже не задумываемся, какой вид остеопатической помощи применить в том или ином случае.

Только непрерывно изучая, развивая остеопатию как искусство и науку, можно стать максимально полезным и эффективным.

...

Остеопатия не делится на части. Дробление на краниальный, структуральный и висцеральный разделы остеопатии уместно только в процессе базового обучения.

Фрагмент из книги "Принципы и методы остеопатии. Часть 1. Биомеханический метод"
Учебное пособие по остеопатии. Тюмень 2018. Аптекарь И.А.